Есть
мнение, что логопедический сад или группа — это
определённое «клеймо» в личном деле ребёнка. Так ли это на самом деле? Для
начала давайте разберемся, что же такое логопедическая группа?
Коррекционные
группы подразделяются на речевые (логопедические) и группы детей с ЗПР (задержкой
психо-речевого развития).
В
логопедических группах ставят звуки, которых не было и исправляют неправильно
произносимые (исправление дефектов речи), обогащают словарь, развивают
фонематическое восприятие, связную речь, учат правильному грамматическому
оформлению. В старшей и в подготовительной группе занимаются подготовкой к
обучению грамоте. В группах ЗПР работают и логопед, и дефектолог (помимо
воспитателей, имеющих необходимую квалификацию). Каждый год для разного возраста
— это многоплановая работа.
Есть
детские сады, где все группы речевые. Есть — где только группы с ЗПР. Есть
сады, где группы речевые (логопедические) + группы с ЗПР + обыкновенные группы
= сад комбинированного вида. Есть обыкновенный сад, где есть логопункт. На
логопункт зачисляются дети ТОЛЬКО С НАРУШЕННЫМ ПРОИЗНОШЕНИЕМ. Но, в любом
варианте, логопедическая группа в наше
время — это не наказание, а скорее всего вознаграждение, потому что
попасть туда стало сложнее, а общее недоразвитие речи легче исправить именно в
группе, где вся работа направлена на ликвидацию этой проблемы. Пожалуй, ни для
кого уже не секрет, что в логопедических группах подготовка детей, не в обиду
никому будет сказано, иногда гораздо сильнее, чем в массовых детских садах.
Потому что детишки из логопедической группы приходят в школу с гораздо лучшим
словарём, чем дети из обычного детского сада. Они больше знают, у них шире
словарный запас, лучше сформированы многие навыки, начиная с графических навыков,
звуко-буквенного анализа и заканчивая рассказами по картинкам, лучше сформированы
обобщающие понятия. То есть, из логопедических групп дети приходят даже более
подготовленными.
Одних
родителей очень привлекает все это великолепие, и они мечтают определить своих
чад именно в речевую группу. Другие опасаются логопедических групп, считая, что
ребенок, оказавшийся в среде плохо говорящих сверстников, станет говорить еще
хуже, чем прежде. Это заблуждения. Ребенок
с логопедическими проблемами не начинает говорить хуже из-за того, что общается
с другими детьми со сходными нарушениями. Исключения составляют лишь те
случаи, когда ребенок с нарушениями произношения оказывается в группе детей,
которые заикаются. Действительно, известны случаи, когда у ребенка развивается
заикание «по подражанию». Но подобных ошибок специалисты, как правило,
избегают.
Зачем логопед
задаёт домашние задания?
|
Написали мне в тетради
Трудное заданье.
Папа с мамою сказали:
- Что за наказанье?
Часто родители
считают, что если ребенок попал в логопедическую группу , то все проблемы
решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к
школе. Что еще нужно??
Родителей все
чаще удивляет тот факт, что логопед просит завести тетрадь для выполнения
домашних заданий, пишет в нее задания и просит еженедельно брать эту тетрадь домой и выполнять все
рекомендации с ребенком.
Зачем, если
логопед и так занимается с детьми
практически ежедневно, а воспитатели отрабатывают речевые умения и навыки в
логопедический час?
Давайте разберемся …
Успех
коррекционного обучения детей с нрушениями речи во многом определяется участием
родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий.
Занятия с ребёнком
дома организовать ух как не просто. Необходимо выкроить вечернее время, (которое обычно отводится под
домашние хлопаты), чтобы сесть с ребенком
за стол, выполнить упражнения для пальцев, гимнастику для языка (и
обязательно перед зеркалом), проговорить устные задания по лексике и
грамматике, по коррекции звукопроизношения. Нередко логопед просит нарисовать
или наклеить в тетрадь соответствующие теме картинки, а если родители не сильны
в рисовании, то эти картинки еще нужно где-то найти, вырезать и наклеить.
Можно
попробывать все это поручить самому ребенку, но это ведь тоже чревато проблемами. Помощь взрослого необходима.!!!
Домашнее задание
ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей
тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком
занимался постоянно один из родителей – это помогает обоим настроиться, и
придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов
работы по заданию логопеда дисциплинирует и подготавливает
к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.
Многие родители
приходят к мнению, что педагог просто ленится: не хочет заниматься с ребёнком,
свою работу перекладывает на чужие плечи, а на занятиях – наверняка! -
занимается только проверкой домашнего задания. Это конечно же не так!
Только при
регулярном выполнении домашнего задания можно добиться положительной динамики и
закрепить материал, изученный на занятиях логопеда. Только при систематической
работе логопеда и родителей ребенок
научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи и перестанет
делать грамматические ошибки.
Семья и детский
сад должны работать ВМЕСТЕ, потому что в одиночку даже самый хороший логопед не
справится с нарушением речи:
мы не боги, а
педагоги.
У домашних
занятий есть еще один положительный момент: они становятся частью режима дня,
ребенок привыкает к систематическим занятиях, а, значит, в школе родителям не
придется усаживать его за уроки силой.
Какие
же задания даёт логопед на дом?
Все задания основываются на материале лексической темы,
изучаемой в группе на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях
логопеда. Этот материал закрепляют и воспитатели - на занятиях по развитию
речи, конструированию, лепке, изобразительному искусству, на ежедневных
«логопедических часах», проводимых во второй половине дня, и вне занятий – на
прогулках, в играх, в свободной деятельности детей.
В домашнем задании можно выделить следующие
разделы:
Развитие мелкой
моторики,
цель которых активизировать руки ребенка, развить точность, согласованность,
силу движений пальцев. Это массаж для рук, пальчиковая гимнастика, работа с
трафаретами и шаблонами, рисунки, аппликации, вырезание и наклеивание картинок.
Артикуляционная
гимнастика:
сначала – общая, призванная активизировать речевой аппарат, укрепить его мышцы,
затем – специальная, «постановочная» для отсутствующих звуков. Эти упражнения
выполняются перед зеркалом (чтобы ребенок мог видеть себя и следить за собой). Впоследствии
к гимнастике добавляются упражнения на закрепление звука в слогах, словах,
фразах и связной речи.
Задания на
развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза.
Задания на
формирование слоговой структуры слова.
Лексико-грамматические
задания,
призванные уточнить и расширить словарь детей и научить их использовать в
самостоятельной речи полученные знания, умения и навыки. Это упражнения на
словообразование («Назови ласково», «Какой сок любишь?»), словоизменение
(«Один-несколько», «Что есть – чего нет?»), согласование разных частей речи
(«Мой, моя, моё, мои», «Посчитай до 5 и обратно”) и т.д.
Задания на
развитие связной речи: это составление простых и сложных предложений, с
предлогами и без, по схеме или опорным словам, описательные рассказы по плану и
схеме, задавание вопросов о предметах, рассказы по серии сюжетных картин и
одной картине и т.д.
Задания на
подготовку руки к письму и закрепление навыков чтения – обведение по
контуру, дорисовывание элементов, штриховка, печатание букв, слогов и слов под
диктовку взрослого и т.д.
При
выполнении домашних заданий
необходимо
знать и помнить следующее:
1)Домашнее задание
в логопедическую тетрадь записывает логопед. Выдается тетрадь воспитателями
логопедической группы вечером.
2)Выполнять
домашние задания нужно по частям (15-20 минут), прерываясь на физкультминутки,
разминки, чтобы избежать утомления ребенка.
3)Ежедневно в
начале каждого занятия (5-7 минут) делать упражнения для пальцев и
артикуляционную гимнастику (перед зеркалом).
4)При занятиях в
выходные дни: не рекомендуем выполнять домашнее задание в воскресенье вечером.
Ребенок лучше запомнит материал, если разбить его на небольшие порции: пятница
вечером, суббота и воскресенье днем.
5)Взрослый
читает задания ребенку вслух.
Ребенок выполняет
их устно, а взрослый вписывает в тетрадь ответ ребенка, не корректируя его, именно так, как он сказал
6)Если нет
нового задания – повторять старое.
7)Обращаться с
логопедической тетрадью бережно, и учить бережному обращению ребенка.
Графические задания (раскрасить, обвести, нарисовать), , ребенок выполняет сам,
но под руководством взрослого. Это позволит нам сохранить тетрадь аккуратной,
красивой на протяжении всего учебного года. Хорошо оформленная тетрадь – это
один из важных моментов коррекционного и педагогического воздействия.
Хвалите
детей за каждое, пусть даже незначительное достижение.
Помогайте им – но не делайте работу за них.
Выполняйте рекомендации специалистов и не бойтесь спросить у них совета,
когда Вам что-то непонятно.
Помните, что ребенок не эстафетная палочка, которую семья передает в руки
педагогов. Только когда мы объединяем усилия, можно добиться поставленной цели
– научить малыша красивой, правильной речи.
Уважаемые
родители!
Желаю вам в работе с детьми терпения,
искренней заинтересованности и успехов.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий