Логопед на логопункте


             
Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников.

              С целью осуществления коррекционной работы на базе детского сада функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений. 


Основными задачами логопедического пункта МБДОУ являются:
- своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;
- определение их уровня и характера;
- устранение несложных нарушений речи;
- направление детей с тяжелыми нарушения речи и отклонениями в развитии на РПМПК, для определения адекватной формы и программы обучения;
- профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;
- консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов МБДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников МБДОУ.

           В результате организационной работы проводится подготовка логопедического кабинета к новому учебному году (до 15 сентября): систематизируется и пополняется методический материал (по постановке и автоматизации нарушенных звуков); иллюстрированный и раздаточный материал для детей, зачисленных на логопункт (подготовлены настольные печатные игры, направленные на автоматизацию и дифференциацию звуков). 

В начале года составляется график и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда.

            Диагностическая работа включает логопедическое обследование всех возрастных групп ДОУ (начало и конец года), с целью постановки логопедических заключений, а также зачисления детей старших и подготовительных групп детского сада на логопункт. Среди данной группы детей в январе проводится контрольный срез речевого развития для уточнения логопедических заключений. А в мае подводятся итоги коррекционной работы среди детей, зачисленных на логопункт. 

             На логопедический пункт зачисляются дети из подготовительных и старших групп имеющие нарушения устной речи:

- Фонетическое недоразвитие речи (ФН);
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН);
- Фонематическое недоразвитие речи (ФМН).


          На каждого зачисленного ребенка дошкольного возраста учитель-логопед заполняет речевую карту, где подробно отмечаются особенности фонематического восприятия, слоговой структуры, звукопроизношения;

          Использование речевых карт позволяет проследить речевое развитие ребенка и составить индивидуальную программу развития согласно структуре речевого нарушения. В речевых картах учитель-логопед отмечает не только нарушения в речи, но и исследует сохранные речевые возможности детей. Поэтому индивидуальная программа развития составляется с учетом данных возможностей для исправления выявленных нарушений. 

          В индивидуальных программах развития выделяются направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные речевые и неречевые нарушения и пробелы в умениях и навыках ребенка с опорой на его сохранные речевые возможности.

           Индивидуальная программа развития составляется на полугодие и реализуется на индивидуальных и подгрупповых занятиях (подгруппа состоит из 2-3 человек). На каждом этапе коррекции в данную программу включаются блоки, работа по которым может продолжаться в последующем, либо заканчиваться в рамках одного периода и т.д. 
             
           Продолжительность занятий 20-30 минут. 

            Коррекционно-развивающая работа в соответствии с логопедическими заключениями проводится непосредственно с детьми, зачисленными на логопункт, в течение всего учебного года. 

             Выявленные в ходе обследования дети с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия, ринолалия, заикание), с другими отклонениями в развитии (задержка психического развития, нарушения зрения, слуха, интеллекта и т. д) направляются на РПМПК с целью уточнения речевого заключения и решения вопроса о дальнейшем обучении в ДОУ компенсирующего вида или в группах компенсирующей направленности. 

Прием на логопедический пункт производится в течение учебного года по мере освобождения мест, при этом логопедические занятия могут единовременно посещать  20 детей.

             При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:

I. Подготовительный;

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков;

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Работа на подготовительном этапе направлена на:

 - выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков;

 - развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи.

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.

2. Автоматизация поставленных звуков:

 1) изолированного произношения;

 2) в слогах;

 3) в словах;

 4) в словосочетаниях;

 5) в предложениях;

 6) в тексте.

3. Дифференциация:

 1) изолированных звуков;

 2) в слогах;

 3) в словах;

 4) в словосочетаниях;

 5) в предложениях;

 6) в тексте.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

       Кроме того, при фонетико-фонематическом недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха. 

Коррекционная работа включает следующие этапы:

I. Развитие слухового восприятия, внимания;

II. Развитие фонематического слуха;

III. Формирование звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.

На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:

1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности;

2) воспроизведение ритмического рисунка на слух.

Этап развития фонематического слуха включает:

1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях;

2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам.

Этап формирования звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:

 1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры;

2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры;

3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов;

4) составление условно-графических схем.


                                                                                                                                            logoped.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий