Основные виды речевых нарушений


Основные виды речевых нарушений:
Нижеследующая информация приведена только в ознакомительных целях. Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист.
В современной психологии выделяются два типа нормального развивающихся с точки зрения речи детей: говоруны и молчуны.
"Говоруны" проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда "говоруны" начинают говорить раньше, чем другие дети.
"Молчуны" склонны к созерцательности. Новая обстановка требует для них адаптации. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы малыша. Однако, если "молчун" не начал говорить к 2-3 годам, нужно обратиться к специалисту.
Итак, логопед поставил вашему малышу логопедическое заключение. Что же он обозначает:
Дислалия - это самое распространенное нарушение.
Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.
Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков.
Особенности: "смазанная" речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.
Ринолалия - это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата.
Особенности: голос приобретает "носовое звучание".
Заикание- нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5 года.
Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков ("а", "и").
Профилактика заикания:
·        речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;
·        нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;
·        не допускайте скандалов и конфликтов при ребенке;
·        избегайте психических и физических травм (особенно головы);
·        не перегружайте ребенка информацией и впечатлениями;
·        не опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда;
·        не запугивайте ребенка страшными сказками и всякими «бабками-ёжками»
·        не оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бейте ребенка.
Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.
Особенности:
моторная алалия - ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить;
сенсорная алалия - ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос).
Мутизм - прекращение речевого развития из-за психической травмы.
Особенности:
общий мутизм - ребенок не говорит вообще;
избирательный мутизм - своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей.
Детский аутизм - состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь.
Особенности:
-дети легко возбудимы и иногда агрессивны
-часто зацикливаются на чем-то; такие дети могут предпочитать какой то определенный вид продуктов не из-за вкусовых качеств, а скажем, из-за внешнего вида, и при этом отказываются от другой предложенной пищи; например малыш может не захотеть пить молоко из пакета, а не из картонной упаковки
-с первых месяцев малыш не стремится к общению со взрослыми, не прижимается к матери
для таких детей характерно чувство опасности; но их страхи часто имеют необычную направленность: малыш может пугаться, например, письменного стола, но совершенно не бояться собак и высоты
Общее недоразвитие речи (ОНР) - характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.
1-ый уровень ОНР - полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.
Особенности:
-словарь детей состоит из "лепетных" слов типа  "ляля",  "биби"
-при этом одно слово может обозначать разные понятия ("ляля" - это и кукла и девочка)
-часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот ("туй" [стул] - сидеть;  "пать" [спать] - кровать)
-такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа  "Дай"
-многие звуки не произносятся
-сложные слова сокращаются до "простых" ("аба" [собака],  "алет" [самолет] )

2-й уровень ОНР
Особенности:
-достаточно большой словарный запас; двух-, трехсловные фразы
-используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены ("Кадас ледит той"  [Карандаш лежит на столе] )
-нарушено согласование слов ("иса безал"  [лиса бежала] )
-в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые ("лисипед"  [велосипед] )

3-й уровень ОНР: характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.
Особенности:
-неправильное употребление окончаний и рассогласование слов ("стулы"  [стулья];  "лежит тапка"  [лежит тапок];  "красная солнце"  [красное солнце];  "два булки"  [две булки] )
-упрощение сложных предлогов ("из стола"  [из-за стола] )
-словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание "нюансов" (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица)
-неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм ("стулик"  [стульчик] ), относительных прилагательных("стекловый"  [стеклянный] ), притяжательных прилагательных ("лисовая шкура"  [лисья шкура] ); и глаголов с приставками ("зашивать пуговицу"  [пришивать пуговицу] )
-слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов ("милицанер"  [милиционер] )
-звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков ("р",  "л")
-нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук)
ФН – ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
             Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно

Такие расстройства могут проявляться:
  • в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
  • в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.
Чаще всего нарушаются:
  1. свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц
  2. шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ
  3. сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)
  4. заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)
ФФН – ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе, дети не могут различить или путают близкие звуки (свистящие и шипящие; сонорные; мягкие и твердые; звонкие и глухие). Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или слогов, ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые ( па-па-па вместо па-ба-па). И, когда логопед в детском саду спрашивает, какие звуки он слышит? Малыш отвечает, что звуки одинаковые. За процесс различения близких звуков отвечает не физический, а фонематический слух (слух на фонемы). А он, вследствие, ряда причин оказывается нарушенным или несформированным.
Фонема — минимальная единица звукового строя языка. Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами). Фонема имеет основной вариант — звук, находящийся в сильной позиции: для гласных — это позиция под ударением, для согласных — позиция перед гласным или сонорным.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
  • трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
  • при сформированной артикуляции, неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
  • невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.  
Основные проявления, характеризующие ФФН:
  • Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «сь»: «сюмка» вместо «сумка», «сяська» вместо «чашка», «сяпка» вместо «шапка».
  • Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими сапка вместо шапка, «р» заменяется на «л» лакета вместо ракета.
  • Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно (т.е. один звук, не в слоге или слове), но в речевых высказываниях вместо «рыжая корова» говорит «лызая калова».

Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФН наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Почему возникают нарушения речи: Точную причину нарушений, конечно же должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития. Возможные причины: 
-педагогическая запущенность": ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом 
-негативные факторы в период беременности и родов 
-перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов: это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист 
-частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет 
-наследственные факторы 
-снижение слуха 
-анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата 
-сосание пальца

Комментариев нет:

Отправить комментарий